В чрезвычайной ситуации либо при высоком риске аварии необходимо своевременно отключить механизмы крана. Для этого используются специальные электронные устройства — приборы безопасности.
Содержание:
- Виды и назначение приборов безопасности кранов
- Приборы безопасности для мостовых и козловых кранов
- Приборы безопасности для кранов-манипуляторов
В чрезвычайной ситуации либо при высоком риске аварии необходимо своевременно отключить механизмы крана. Для этого используются специальные электронные устройства — приборы безопасности.
При эксплуатации крана определенные элементы его конструкции регулярно подвергаются нагрузке. Исправность машины контролирует не только оператор, но и устанавливаемые на спецтехнику датчики, сенсоры, ограничители. Эти устройства отслеживают состояние узлов, что предотвращает превышение допустимой нагрузки.
Они помогают избежать обрыва тросов, повреждения конструкции машины, ее частичного либо полного обрушения.
Виды и назначение приборов безопасности кранов
Типы электронных устройств:
- Анемометры, датчики координации положения крана, регистраторы параметров работы. Устройства из этой группы отслеживают и сохраняют показатели нагрузок, бокового ветра, положения машины относительно координатных осей и ЛЭП.
- Блокировочные контакты. Эти устройства помогают повысить уровень безопасности крановщика. Блок-контакты предотвращают случайное открытие дверцы кабины, крышки люка входа и т. д.
- Системы оповещения. В их состав входит звуковой сигнал с сообщениями, которые поступают с дисплея пульта в операторской кабине.
- Ограничители грузоподъемности. Такие приборы препятствуют подъему груза, если его вес на 20–25% превышает указанные в паспорте значения. Ограничители устанавливаются на механизмы передвижения машины, крановые тележки, крюки, подвески. Их наличие является обязательным условием.
- Ограничители рабочих движений. Эти приборы устанавливаются на козловые и мостовые краны.
Аппараты управления автомобильными, башенными, портальными, стреловыми, самоходными кранами делятся на две категории. Принадлежность к той или иной группе определяется продолжительностью бесперебойной работы до следующего техосмотра или ремонта:
- Для вспомогательных устройств первой категории периодичность проверок составляет семь календарных дней.
- Продолжительность бесперебойной работы приборов второй категории не превышает 30 календарных дней.
К приборам безопасности грузоподъемных кранов первой категории относятся:
- устройства ограничения подъема;
- ограничители вылета стрелы;
- антиблокирующие системы;
- механизмы защиты от двойной блокировки (кроме машин с решетчатой конструкцией, грейфером, магнитной шайбой или ковшом).
Вторая категория оперативных средств включает:
- датчики вылета/угла наклона стрелы;
- индикаторы длины телескопической стрелы (если показатель определяет номинальную грузоподъемность);
- датчики угла гуська;
- механизмы для взвешивания грузов и защиты от перенапряжения привода;
- ограничители грузового момента;
- датчики положения опор (для мобильной спецтехники);
- индикаторы вращения барабана наматывателя (если нельзя осуществлять визуальный контроль из кабины).
Приборы безопасности для мостовых и козловых кранов
При сборке таких машин обязательно устанавливаются ограничители грузоподъемности и рабочих движений. Также они комплектуются системами оповещения и блок-контактами. Кроме того, на козловые краны для ГЭС и мостовые перегружатели часто устанавливаются противоугонные захваты с распорными клиньями.
Приборы безопасности для кранов-манипуляторов
Эксплуатация манипулятора возможна практически на любом шасси. Однако такую машину необходимо адаптировать к разной колесной базе при заданной массе груза. Эту задачу выполняют установленные на манипулятор специальные приборы безопасности.
Надежную работу спецтехники обеспечивают:
- блок ограничения грузоподъемности и аварийной остановки;
- система контроля углового положения и устойчивости шасси;
- система ограничения груза, которая учитывает длину выноса стрелы и угол поворота машины.